?

Log in

No account? Create an account
radio

dewald


Старый добрый лытдыбр


Previous Entry Share Next Entry
Как закалялась Stahl
кот
dewald


Когда в 1871 году только что сколоченная Бисмарком Германская империя диктовала условия мира побежденной Франции, одним из самых значимых немецких приобретений стали лотарингские месторождения железной руды. Уже через два года в городке Фёльклинген, недалеко от бывшей границы, был основан металлургический завод Völklinger Hütte, который вскоре стал крутейшим в Европе. Многие десятилетия он считался образцом технологического совершенства – в 1885 году здесь построили самую большую в мире доменную печь, первыми освоили новый сталелитейный процесс – томасовский, чуть позже ввели в строй одну из первых индукционных электропечей, наладив промышленный выпуск нержавеющей стали, применили доменный газ для выработки электроэнергии. В годы своего расцвета на заводе работало 17 тысяч человек. Более ста лет здесь была немецкая Магнитка - самое крупное предприятие по выплавке чугуна и производству стали в стране.


Но все когда-то заканчивается. В восьмидесятых годах владельцы подсчитали, что модернизация производства обойдется им дороже, чем постройка с нуля нового, и в 1986 году завод был закрыт. Планировалось, что он будет целиком снесен, но в региональном правительстве оказались светлые головы и заводу оперативно присвоили статус памятника. Так он стал музеем – а Фёльклинген превратился в Мекку индустриального туризма. В 1994 году бывший металлургический комбинат стал первым промышленным объектом, вошедшим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня ежегодно его посещает более 200 тысяч человек. Позавчера до Фёльклингена наконец добрались и мы с Машей.




Музеем стала вся промплощадка бывшего комбината. Длина всех доступных для туристов коридоров и дорожек - шесть километров. Путеводитель оптимистично утверждает, что прохождение полного маршрута займет 2-3 часа. Мы провели на заводе четыре часа, при этом побывали далеко не везде, а вторую половину так и вовсе осматривали практически на бегу.



Бывшая заводская проходная - вход в музей. Билет стоит 12 евро, детский - 10 евро. Но по вторникам после обеда вход бесплатный.



Один из паровозов, который таскал вагонетки с рудой в начале века



А это уже тепловоз - такие подвозили на завод сырье и вывозили металл вплоть до восьмидесятых годов



Идем внутрь:



А там красота:









Простор:









Большая часть оборудования осталась в нетронутом состоянии:











Для усиления эффекта в некоторых местах шестеренки крутятся, а припрятанные динамики имитируют звуки живого производства.



Часть механизмов стала арт-объектами. Вот эта композиция называется "Стимфалийские птицы":



Надпись предупреждает рабочих, что если чистить сжатым воздухом одежду, не снимая её, можно получить повреждения кишечника. В какое место конкретно для этого нужно засунуть шланг, не уточняется. Но, очевидно, прецеденты были.



Бывшая дробильно-обогатительная фабрика стала художественной галереей.







Если хочется, можно подняться наверх и взглянуть на представленные работы под другим углом.



Среди железа прорастает зелень, которую тут всячески пестуют. Часть завода и вовсе превращена в дикий сад.







На территории комплекса - более десяти километров железнодорожных путей.









Цеха - это круто, но самое интересное в Фёльклингене - это подняться к доменным печам. Нам с первой попытки сделать это не удалось - помешала погода. Она здесь меняется мгновенно. Когда начинали осмотр, на улице светило солнышко и слабый ветерок гонял мелкие облачка. За какой-то час небо плотно затянуло тучами, пошел дождь, но самое неприятное - поднялся ветер, потому подъем к домнам (45 метров) временно закрыли. Пришлось опять возвращаться под крышу.



Мы отправились на Ферродром. После галереи это второй большой "музей в музее" на заводе Из названия понятно, что он посвящен железу.



Здесь подробно рассказывается о том, как получали и обрабатывали металл в разные эпохи:





Эспешалли фор karel_paki окатыши (может даже костомукшские):



Это тоже музейный экспонат - девять из десяти немецких касок в первую мировую войну были сделаны из фёльклингенской стали. Про вторую мировую устроители экспозиции тактично умалчивают, но, надо полагать, завод в ней также принял посильное участие.



А это знаменитая железная рука Геца фон Берлихингена, которого гений Гёте прославил как автора бессмертной фразы Leck mich im Arsch. Под стеклом, к сожалению, лишь дубликат руки. Ну или к счастью, если вспомнить одноименный рассказец Жана Рея. Тем, кто любит почитать на ночь чего-нибудь готичненького, настоятельно рекомендую.



Небольшой кинозал, где крутят фильм про историю завода.



Аналог советских автоматов с бесплатной газировкой - заводская кофемашина. Открываешь кран и наливаешь, сколько хочешь. К сожалению, больше не действует.



Кофейник большой - на всех хватало:



Тем временем погода немного улучшилась и нам разрешили подняться наверх.











Конвейер из этих вагонеток подавал концентрат в доменные печи





Подъем к домнам:







Вид сверху. На заднем плане - новое металлургическое производство Saarstahl



Последняя часть заводского комплекса - бывшая электростанция. Теперь здесь еще один выставочный зал. В этом сезоне среди турбин и генераторов экспонируют комиксы про Астерикса и Обеликса.



Для производства электроэнергии использовался колошниковый газ, отводившийся по трубам от доменных печей. Здесь были установлены одни из первых в мире газовых турбин.








Сейчас здесь по-прежнему вырабатывают электричество, хоть и намного меньше. На крыше размещены солнечные батареи. Специальное табло с немецкой дотошностью информирует о том, сколько вырабатывается сейчас, сколько за день, сколько произведено за все время и как это помогло снизить выбросы CO2 в атмосферу. Пока, как видно, негусто.





  • 1
Окультуривание по пролетарски!? Отлично отлично! Всем брать пример например (с)

ЗЫ. А вот зеленые насаждения в музее не одобряю, - вдругорядь как налетят насекомые опылять и засрут музей! Не говоря уже о жучках - врагах любой выставки!

Да и пожарной безопасности кусты и сухостой опять же не способствуют, согласен.
С другой стороны, там, как у классиков - все, что могло самовозгореться, самовозгорелось уже много лет назад. При полном попустительстве администрации.

хехе, недогляд чинуш подмечен верно!

ЗЫ. кстате, отвод от печей газа для нужд энергетики и освещения, - сомнителен. Лукавят экскурсоводы, пускают пыль в глаза доверчивым туристам! Очевидно же, что газ поставлялся для утруски и удушки кашерных граждан, находящихся по соседству в уютных бараках, гыгы Ну, а табло и вовсе липовое, для отвода глаз. Дабы потомки тех самых граждан не требовали компенсации с музея.

Разумное предположение. Но табло в таком случае как раз не липовое, а самое что ни на есть настоящее, сигнализирующее нам об очередных производственных сводках. Только подписи надо заменить на расово правильные.

Edited at 2012-05-17 12:22 pm (UTC)

Верхняя графа, например - это количество тех, кто за отчетный период таки научился дышать газом.

А у нас такие вот самые только до сих пор работают... :(

А мы вот что-то "внутрь" пропустили... сразу наверх подались. По фоткам восстановил пробел - там круто :)

  • 1